Обнаружен новый ген ожирения, который проявляет наибольшую активность прежде всего в мозговых клетках.
Медики и генетики из 34 организаций в США, Германии, Голландии, Великобритании, Исландии, Италии и Хорватии провели уникальную по своему масштабу работу. Они выявили еще один ген, изменение которого связано с риском развития ожирения. Ген NRXN3 наиболее активен в мозге и связан также с формированием наркотической зависимости.
Ученые объединили полученные ранее в разных массовых обследованиях данные. Это позволило значительно повысить достоверность результата и позволило обнаружить роль гена, который до этого считался не связанным с развитием ожирения.
Исследователи ранее знали, что ген NRXN3 бывает нескольких разных видов. Большое число обследованных позволило установить, что один из них, вид G, увеличивает риск того, что масса тела и объем талии окажутся больше, чем у других людей. Необходимо отметить, что даже если у человека есть ген NRXN3 вида G, это еще не обязательно вызовет больший вес и накопление жира в области живота.
Просто среди носителей такого гена полных людей будет больше. Кто-то, возможно, напротив будет худощав - если эффект NRXN3 будет скомпенсирован другими генами или активным образом жизни.
Сложные исследования, проведенные медиками и биологами позволили также установить связи между генами. Скорее всего, считают генетики, будут найдены еще связанные с ожирением формы генов - и в их работе упор делается не столько на связь гена с отложением избыточного жира, сколько на необычность NRXN3.
Ученые подчеркивают, что ген NRXN3 ранее был показан как связанный с развитием наркотической зависимости. Причем нейробиологами было построено несколько теорий, которые сейчас позволяют расширить действие гена и на пищевое поведение.
Как пишут исследователи, между употреблением наркотиков и еды есть одна общая черта. А именно - мозг расценивает их действие как награду за определенные манипуляции. Более того, схожий механизм регулирует другое поведение - например сексуальное. Это же ощущение награды и удовлетворения вовлечено в обучение новым навыкам: по этой причине нейробиологи пока не рискуют говорить о том, как «исправить» ген, так как слишком многое может быть связано с его функционированием.